19.10.2009 г. Такая разная яшма |
  Кто с яшмой спутает простые камни,
Не отличает преданность от лести, –
Те, знаю я, завистливы и грубы,
И помыслы мои им непонятны.
Цюй Юань, «С камнем в объятиях»
III век до н.э. (перевод А. Гитовича).
Яшма древняя, волшебная
Древнейший китайский поэт из всех известных в Китае оставил нам стихотворение «С камнем в объятиях», в котором есть хвалебные строки в честь яшмы. Уже тогда «царица камней» была заслуженно почитаема и любима – за высокую твердость, за неиссякаемое разнообразие цветов и рисунков, за способность раскалываться на осколки острее ножа, за стойкость к любым внешним воздействиям, за прекрасный блеск после полировки. Действительно, нет другого такого самоцвета, который был бы так многообразен в цветах и узорах, так долговечен и прочен. Яшма может быть любых цветов и оттенков, кроме сплошного ярко-синего, а в ее рисунках в полной мере воплотилась фантазия Природы, и при таком многообразии не найдется ни одного бесвкусного узора или аляповатой расцветки: в природе всегда все гармонично. «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину»,— говорил академик А. Е. Ферсман («Рассказы о самоцветах»).
На самом деле, яшма вовсе не минерал, а скрытокристаллическая горная порода, которая образовалась из студенистых кремнистых осадков или из глубоководных илов, состав которых – мельчайшие кремнистые панцири древних простейших организмов (диатомовых водорослей). Таким образом, кремнезем – главная составная часть яшмы, или, грубо говоря, яшма – это кварц с халцедоном (или с полевыми шпатами), окрашенные различными примесями. То, что должно было в будущем стать яшмой, многократно сжималось, разламывалось, погружалось в кипящие земные глубины, перемешивалось, снова охлаждалось, цементировалось кварцем, трескалось и снова сдавливалось, пока планета еще только принимала свой теперешний внешний вид. Яшма широко распространена и встречается почти во всех уголках нашей планеты, и в каждом из них она разная. С древних времен яшма стала героиней мифов, легенд и самоцветных преданий, от Египта и до Китая. А в древней литературе яшмой назывались все твердые, пестроокрашенные камни, и нефрит в том числе.
В Корее считали редкую белую яшму величайшей драгоценностью: за ее месторождение знатный кореец предложил владельцу горы пятнадцать городов. А в произведениях корейских авторов фигурируют яшмовые единороги и яшмоподобные красавицы, как и в китайских произведениях: «В литературе – это самый классический и изысканный образ. Яшма чиста, струиста, тепла, влажна, одновременно легка и тверда. Она не грязнится, не зависит от окружающей ее температуры и, следовательно, есть лучший образ благородного человека, не зависящего от условий жизни. Яшма в руке поэта – это стихи. Яшма в порошке – это разбросанные на бумаге перлы каллиграфа... Яшма – это красивая девушка… Наконец, яшмовый сок – это вино... Решительно все лучшее – это яшма» (академик В. А. Алексеев).
Японская богиня солнца Аматэрасу, отправляя бога Ниниги править землей, дала ему три божественные регалии: яшмовое ожерелье, меч и зеркало, и сказала, чтобы он поклонялся им так, как поклонялся бы ей (в синтоизме нет изображений богов, и предметы могут служить синтай – вместилищем их духа). Зеркало символизировало чистоту, верность, мудрость, яшма — щедрость, послушание, благородство и любовь, меч — силу и доблесть. Эти предметы — символы унаследованной от богов власти императора Японии, они играют здесь ту же роль, что в Европе корона, скипетр и держава, но наделяются еще и сверхъестественными свойствами. Впоследствии регалии были вручены правнуку Аматэрасу, первому императору Японии, и после него переходили по наследству всем императорам на протяжении многих веков. Без этих священных сокровищ власть императора считалась неполной. До сих пор яшмовое ожерелье, представляющее собой связку крупных красных бус фасолевидной формы, хранится в святилище в императорском дворце в запечатанном футляре: никто его не открывал с незапамятных времен, несколько сотен лет. Считается, что простым смертным нельзя лицезреть священное сокровище. Меч и зеркало тоже были сокрыты в других священных местах, но в результате исторических перипетий в XII веке меч утонул в озере, и была сделана его копия.
В других странах яшма также пользовалась уважением и наделялась магическими и лечебными свойствами. Египтяне делали из нее амулеты от болезней и злого рока, а древние греки вырезали на яшме геммы:
Пять коровок пасутся на этой маленькой яшме;
Словно живые, резцом врезаны в камень они.
Кажется, вот разбредутся... Но нет, золотая ограда
Тесным схватила кольцом крошечный пастбищный луг.
Перевод О. Румера.
В Древнем Риме гемма со львом на яшме оберегала от отравления и лихорадки. Кроме того, на геммах вырезали инициалы больного, чтобы усилить действие амулета против болезней; такой амулет надевался на шею. На обратной стороне камня для большего эффекта иногда вырезались три буквы «К» (колика) или надпись «для желудка». В IV веке врач Марцелл Эмпирик рекомендовал вырезать на яшме знак «ZZZ», что гарантировало исцеление от болей в боку. Авиценна (Ибн-Сина), персидский врач и философ, живший на рубеже X-XI веков, писал о полезности камня для пищеварения: «Если сделать из него ожерелье и повесить так, чтобы оно доходило до области желудка, это полезно для пищевода и желудка». Яшма красного цвета (кровавая яшма) в Европе считалась помогающей при кровотечениях. А разновидность яшмы, темно-зеленый непрозрачный гелиотроп (кровавик) с красными пятнышками, словно каплями крови, считался в России вплоть до XIX века очень сильным оберегом против всех болезней, но при условии, что он освящен в церкви. У А. С. Пушкина был золотой браслет из гелиотропа, который он носил на предплечье, считая его помощником в любви (сам он называл его бирюзой). Данте утверждал, что гелиотроп может сделать человека невидимым.
Яшма современная, красотой несравненная
Разнообразие яшм породило сильно разветвленную классификацию ее разновидностей: и по цвету, и по характеру текстуры, и по местонахождениям, и по условиям образования. Лучшие в мире яшмы – это русские, прославленные далеко за пределами России. По словам академика А. Е. Ферсмана, «русская яшма заняла первое место во всём мире по богатству и размерам месторождений, по грандиозности изделий из неё и по бесконечному разнообразию тонов». Он выделял шесть больших групп яшм по характеру текстуры:
– сплошные с однородной окраской – белой, красной, розовой, палевой, фиолетовой, зеленой, а также с пятнами и включениями в виде дендритов («веточек»), «облаков» нежного рисунка, цветных точек;
– полосчатые, параллельно-полосчатые, ленточные с широкими или узкими полосками красного, зеленого, желтого, серого цвета, волнистые с изогнутыми полосками, струйчатые;
– с однородным мелкозернистым фоном красного, фиолетового, черного цвета и вкраплениями другого цвета – полевых шпатов, с прозрачными зёрнами кварца и черными зернами других минералов, похожая на гранит;
– пестроцветные с пятнистой окраской, цветными жилками, с мягкой, как будто размытой, иногда волнистой окраской;
– брекчии и конгломераты (состоящие из угловатых обломков, сцементированных кварцем и другими минералами);
– сфероидальные – копейчатые, натечные (агатовые).
По большому счету, этих групп достаточно, чтобы описать все возможные виды яшм по текстуре. Но они не вполне отражают то эмоциональное впечатление, которое яшма производит, и поэтому исторически сложилась традиция других названий видов яшмы, иногда поэтически описывающих ее цвет и рисунок, а также названий яшм из давно известных своими самоцветами мест. С древности известна кровавая яшма темно-красного цвета с небольшими включениями, без рисунков. Подобную ей разновидность, но со сферическим рисунком, называют мясным агатом. Сургучная яшма имеет вид сургуча – красно-коричневой плавкой смеси из твердых смол, которой раньше запечатывали письма и которую еще можно увидеть в почтовых отделениях, где сургучом запечатывают посылки. Агатовая яшма (или яшмовый агат) похожа на агат, с лентами неярких оттенков, перемежающихся прозрачными полосками халцедона. Яшма парчовая напоминает поверхность дорогой ткани парчи с блестящими отливами, с темными и светлыми контрастами. Леопардовая яшма получила свое название за характерный пестрый узор, похожий на пятнистую шкуру хищника. Это брекчиевидная по сути яшма, в которой сцементированы округлые кусочки породы; часто леопардовой яшмой называют риолит – вулканическую горную породу, которая состоит из вулканического стекла и вкрапленных в него шарообразных кристаллов кварца и полевого шпата. Леопардовая яшма может быть разных цветов: оливкового, желтого, персикового, кремового, с вкраплениями коричневого, розового, красноватого и т.д. Риолиты в США и Европе продаются под названием rainforest jasper (яшма «тропический лес», или «дождевой лес»): глядя на них, кажется, что перед нами пропитанные насквозь ливнями зеленые джунгли с пышной растительностью.
Вообще, чтобы привлечь внимание покупателей, яшме дано много красивых названий; в этом особенно преуспели американцы; США и Африка обладают запасами замечательных и разнообразных по рисунку и окраске яшм, которые просто-таки требуют красивых наименований. Это и «африканская королева» (одноцветная, золотисто-желтая яшма с наплывами, напоминающими песчаные холмы), и «змеиная кожа», и «осенний лист», и океаническая, и фарфоровая яшма (нежных серых и кремовых тонов с еле заметными прожилками). Некоторые виды яшм с весьма характерным рисунком добываются только в одном-единственном месте, как мадагаскарская океаническая яшма-риолит с ярким рисунком из концентрических кругов зеленых и желтых оттенков.
Один из самых красивых видов яшмы, который просто великолепен в интерьерных изделиях и больших кабошонах, – это пейзажная яшма. Что только не увидится глазу на отполированном спиле такой яшмы! И корабли в морской пучине, и зимний пейзаж, и песчаные барханы. «Вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной... На горизонте, сквозь черные тучи, пробивается огненная полоса заходящего солнца. Вот какой-то хаос огненно-красных тонов, кто-то бешено мчится среди пожара, и черная фигура всадника резкими контурами выделяется на фоне пламени. А вот мирный осенний ландшафт: голые деревья, чистый первый снежок, кое-где еще остатки зеленой травы...» (А. Е. Ферсман). Коричневые и черные дендриты окисей железа сойдут за деревья и кустарники, и вот уже на фоне серого неба открывается вид на утреннюю долину с редкими деревьями, затянутую низким туманом. Действительно, уверуешь тут в божественное происхождение самоцвета, когда распилишь его, а на срезе – профиль императора, или изображение морской баталии, или точная копия пейзажа, который открывается из твоего окна. И одинокое дерево на горизонте такое же, и даже угадывается силуэт местного пастуха со стадом.
Некоторым разновидностям яшмы даны собственные названия: гелиотроп, базанит, плазма, празем, ирнимит, мукаит. Гелиотроп – очень темный зеленый халцедон с красными пятнышками. Базанит – мелкозернистая чёрная яшмовая порода из США (штат Северная Каролина), которая используется в ювелирном деле для определения цвета черты драгоценных металлов. Плазма – мелкозернистая серо-зелёная яшма; празем – луково-зелёная (праземом также называется разновидность зелёного кварца). Ирнимит – уникальный поделочный камень, так называемая синяя яшма, единственное месторождение которой расположено в северо-западных отрогах Тайканского хребта в бассейнах рек Ир и Ними (Хабаровский край, Россия). Строго говоря, ирнимит не полностью синий, ведь полностью синей яшмы не бывает, а с синими и голубыми прожилками и пятнами в вишневой, оранжевой, серой породе.
Очень красив и своеобразен мукаит – австралийская яшма, получившая название по месту ее обнаружения – Мука-Крик (Mooka Creek) в горах Кеннеди, в ста милях от города Карнарвона на западном побережье Австралии. В мукаите преобладают красный и желтый цвета, есть бордовый, оранжевый, белый, горчичный, розово-серый, малиновый, цвет слоновой кости. Переходы цветов и оттенки мукаита напоминают яркую карамель, сладкие ириски и цветное стекло, особенно когда изделия из австралийской яшмы хорошо отполированы.
С незапамятных времен известна египетская яшма, о которой писал М. И. Пыляев в книге «Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление» (1888 год): «В мелких изделиях весьма уважается египетская яшма…, кирпично-красного и различных оттенков бурого цвета, во множестве встречающаяся в виде отдельных шарообразных или эллипсоидальных скоплений в песках по берегам Нила. Различные цвета и оттенки цветов в этой яшме обыкновенно располагаются концентрическими слоями, согласно наружной форме кусков. Но самою редкою и дорогою, из числа всех сортов яшм, считается другая египетская яшма, имеющая снежно-белый цвет с едва заметными розовыми прожилками».
В России принято называть разные виды яшмы по месту их обнаружения: сибайская, орская, кошкульдинская, аушкульская, калиновская, калканская, ревневская и т.д. Лучшими в мире считаются яшмы Урала и Алтая. Богатейший уральский яшмовый пояс тянется с севера на юг; самые известные уральские яшмы – орская и сибайская, которые приобрели славу далеко за пределами России. Орское месторождение (город Орск на левом берегу реки Орь, гора Полковник) разрабатывается более 250 лет. Орская яшма – пестроцветная пейзажная и ленточная, в сургучно-красных и зеленовато-серых тонах. У нее три основных разновидности: с концентрическим рисунком типа разрезанной свеклы; брекчиевидная; с флюидальным рисунком, образованным светлыми и темными красными и фиолетовыми струйками. Во всех встречаются кварцевые прожилки, иногда содержащие черных магнетит, и блестящие золотые кубики пирита. Тверже орской яшмы только алмаз и корунд.
Академик А. Е. Ферсман писал об орских яшмах: «Самое замечательное в мире месторождение пестроцветной яшмы, гора Полковник, расположено в 6–7 км от города… Трудно дать характеристику этой яшмы, настолько разнообразны ее рисунок и окраска; свыше 200 разновидностей знаем мы в этом районе, и лучшие рисунки и расцветки, о которых мы говорили выше, относятся именно к яшмам этого месторождения». Чередование темно-красных и зеленых полос характерно для калиновских яшм, месторождение которых находится в тридцати километрах к северу от горы Полковник.
Южноуральская сибайская яшма является гордостью Башкортостана и добывается в районе города Сибай. Все краски есть в сибайской яшме, но в изделиях камнерезного искусства и ювелирных украшениях используется прежде всего темно-вишневая, с прожилками полупрозрачного «ледяного» кварца яшма, с переходами от бордово-коричневого до кремово-розового. Сибайская яшма хороша во флорентийской мозаике: богатство полутонов позволяет так подобрать отдельные кусочки, что невозможно поверить, что это мозаика, а не картина, написанная красками. Портсигары, письменные приборы и часы из сибайской яшмы есть в каталоге «Империи Самоцветов». Там же есть великолепные панно с использованием техники флорентийской мозаики.
Аушкульская яшма добывается на севере Урала, в Башкортостане, около города Миасса. У этой яшмы цвет старой слоновой кости с нежными ветками марганцевых дендритоз. К югу от Аушкульского месторождения в горе Сабинда находится знаменитое месторождение калканской яшмы серо-зеленого цвета. Знаменитая кошкульдинская яшма добывается с 1756 года у деревни Кошкульды. Для нее характерно смешение насыщенных малиново-красных, зелёных, палевых, чёрных тонов с еле заметными переходами зелёного цвета. Аушкульская яшма была завезена в Санкт-Петербург для украшения Тронного зала и Яшмовой гостиной строящегося третьего Зимнего дворца.
Не менее красивы алтайские яшмы, среди которых особенно выделяются ревневские, месторождение которых находится в двадцати пяти километрах на восток от города Змеиногорска. Ревневская яшма – зеленая волнистая или парчовая с пятнами фисташкового или желтого цвета, «добываемая из Ревневой горы (также Ревенная гора или Ревнюха) в Алтайском горном округе, представляет волнистую перемещаемость темно-зеленых полос с серовато-зелеными и серовато-белыми полосами…» (М. И. Пыляев).
Невероятно разнообразие русских яшм. А сколько яшм на планете – и представить сложно, тем более что многие из них уникальны. Вот, например, яшма чжохуа, китайская яшма, так называемый камень-картина, который добывается в единственном в мире месте – на реке Лючжоу в Китае. Красно-коричневые узоры яшмы чжохуа напоминают кровеносную систему. А цветочная китайская яшма и действительно напоминает легко узнаваемую своеобразную китайскую живопись. Почему такая яшма есть именно в Китае? Или почему пустыни с дюнами и барханами можно найти только на яшме «африканская королева»? В чем секрет этой загадочной, волшебной, невообразимой яшмы – остается только гадать. В Благовещенском Соборе московского Кремля пол выложен яшмой. Сколько людей прошло по нему за пятьсот лет, а он будто только что создан, не тускнеет и не вытирается. И это чудо - яшма - так и останется, вечно неизменная, по-прежнему волшебная и несравненная.
|
|